• Адвокатское бюро RBL

  • «Я — юрист!»

  • Новая редакция законодательства.

  • Как работают грамотные юристы?

Чего предпринимателям ждать от изменений в уголовном кодексе?

Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму законопроект о поправках в УК и УПК РФ (об этом сообщила «Российская газета»). Поправки должны помочь созданию более благоприятных условий для предпринимательской деятельности в стране.

Руководитель уголовной практики Адвокатского бюро RBL Андрей Фадеев рассказал, по каким статьям поправки, и дал свои комментарии по изменениям.

Что за поправки?

  • Возмещение ущерба вместо уголовного наказания.
  • Если предприниматель совершил экономическое преступление впервые, то его освободят от уголовного наказания при условии возмещения ущерба в федеральный бюджет. Размер возмещения: двукратная сумма ущерба, либо двукратный размер дохода, полученного в результате совершения преступления (в настоящее время предусмотрены пятикратные компенсации);

Подобные новации уже применялись по отношению к лицам, впервые совершившим налоговое преступление (уклонение от уплаты налогов). Данная категория граждан освобождалась от уголовной ответственности и наказания в случае добровольной выплаты суммы неуплаченного налога с пенями и штрафами, установленными налоговым законодательством. Такая мера может упростить «диалог» правоохранителей с недобросовестными предпринимателями, у которых появляется дополнительная мотивация и законный способ избежать уголовного преследования в случае признания своей вины. Однако в законопроекте речь идет о возмещении ущерба в федеральный бюджет, поэтому, скорее всего, он будет доработан, ведь в результате преступных действий ущерб причиняется не только государству, но и физическим и юридическим лицам! 

 

  • Увеличение минимального порога ущерба, по которому квалифицируют экономическое преступление.
    Размер ущерба, в связи с которым возбуждается уголовное дело о преступлениях в сфере экономики, увеличен. Также увеличивается и размер ущерба, квалифицируемый как крупный или особо крупный размер;

На мой взгляд, достаточно спорное нововведение. Да, количество возбужденных уголовных дел в сфере экономики очевидно снизится, но это ли является целью при защите законных интересов граждан и юридических лиц!? В настоящее время под крупным размером ущерба понимается сумма, превышающая 1,5 миллиона рублей, а под особо крупным – 6 миллионов рублей, если данные цифры в контексте уголовного преследования будут увеличены на законодательном уровне (интересно на сколько), то все имущественные споры между хозяйствующими субъектами, находящиеся ниже установленного предела, останутся в гражданско-правовой плоскости. Однако, по моему мнению, эффективность процесса возмещения ущерба в ходе осуществления уголовного преследования виновных лиц значительно выше.

 

  • Увеличение минимального порога неуплаченного налога.
    Поднят размер неуплаченного налога (сбора), при котором возбуждается уголовное дело о налоговых преступлениях;

Ситуация примерно схожая с предыдущим пунктом, только в данном случае увеличение минимальной суммы неуплаченного налога, необходимой для возбуждения уголовного дела в отношении недобросовестных налогоплательщиков, оставит решение вопроса о взимании недоимок, размер которых не превышает вновь установленного предела, в компетенции налоговых органов, у которых, на мой взгляд, не достает действенных рычагов воздействия на налогоплательщиков, что может привести к уменьшению сумм неуплаченных налогов, которые в настоящее время возвращаются в бюджет благодаря привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.

 

  • Ужесточение наказания за мошенничество.
    Уголовная ответственность за значительный ущерб от мошенничества, связанного с преднамеренным невыполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Наказание предлагается от штрафа и вплоть до лишения свободы (в зависимости от размера ущерба);

В настоящее время за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ) предусмотрено наказание вплоть до 5-ти лет лишения свободы (помимо штрафа и иных ограничений). Сложно прогнозировать к чему приведет ужесточение санкций, так как в большинстве случаев лицо, умышленно совершая преступление данной категории, вряд ли заглядывает в Кодекс, соизмеряя меру ответственности с потенциальной выгодой от совершаемого деяния. В данном случае намного важнее понимание неотвратимости наказания, а не его тяжести. Именно в этом направлении и нужно совершенствовать работу правоохранителей по защите прав предпринимателей!

  • Установление процедуры возврата документов и материалов, которые были изъяты при расследовании уголовного дела;

Действительно, в настоящее время в законодательстве четко не прописана данная процедура, в связи с чем решение о возврате изъятых предметов и документов фактически отдано на откуп дознавателям и следователям, без установления каких либо сроков хранения изъятого при уголовных делах и материалах доследственных проверок (даже без признания предметов и документов вещественными доказательствами). Поэтому установление в законодательстве четкой и понятной процедуры, а главное сроков, возврата изъятых материалов, поможет лицам, у которых они изъяты, более эффективно защищать свои права, так как зачастую длительный невозврат документов приводит к парализации деятельности коммерческих организаций, чем пользуются сотрудники правоохранительных органов с целью получения от руководителей данных организаций необходимых им показаний. 

  • Установление процедуры допуска нотариуса к предпринимателю, который заключен под стражу или находится под домашним арестом.

В современных реалиях это необходимая мера, направленная, в первую очередь, на упорядочивание действий с имуществом, находящимся в собственности лиц, к которым применена мера пресечения, связанная с лишением или ограничением свободы. Введение данной процедуры позволит правоохранительным органам, которыми избрана та или иная мера пресечения, контролировать данный процесс, особенно с учетом политики государства, направленной на первоочередное принятие мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного совершенным преступлением, что зачастую связано с наложением ареста на имущество подозреваемых и обвиняемых. Для последних же, установление четкого порядка допуска к ним нотариуса, в случае необходимости в совершении тех или иных действий с находящимся в собственности имуществом либо осуществлении иных действий, нотариальное удостоверение которых обязательно, позволит более эффективно реализовывать и защищать  свои права.

Анализ данных поправок позволяет сделать вывод о том, что законодатель ищет пути для вывода из под уголовного «удара» предпринимателей, которые не смогли выполнить свои обязательства в связи с тяжелой экономической ситуацией, сложившейся в государстве, а не по причине заранее имевшегося у них преступного умысла. Однако, какими будут последствия внедрения подобных изменений на практике, предсказать достаточно сложно…