• Адвокатское бюро RBL

  • Партнерские сессии

  • Как работают грамотные юристы?

Можно ли наказать Uber за цены?

Будет ли Uber наказан за свои цены? Рассуждает юрист адвокатского бюро RBL Владислав Симон.

«Повсеместно Оnline-сервисы заказа такси практически полностью вытеснили классические таксопарки. Теперь этот процесс завершается и в Самаре. Недавно на рынке Самары появился новый игрок — интернет-служба такси Uber. Помимо него в Самаре работают Gett Taxi и «Яндекс.Такси». После этого количество заказов на поездки у самарских компаний устремилось к нулю. И дело тут не в удобстве использования мобильных приложений, а в очень низких ценах.

Стратегия online-сервисов заказа такси объясняется довольно просто. Инвестиции позволяют работать таким компаниям в убыток на протяжении времени. Возможность такой политики объясняется природой самого сервиса – организация является лишь диспетчером, необходимость покупки автомобилей и найма водителей отпадает. За время работы в убыток, конкуренты компании покидают рынок. После чего организация перестает доплачивать водителям бонусные платежи за дешевые поездки, повышает на них цены, и уже наоборот, получает проценты за каждую осуществляемую перевозчиком перевозку.

Именно поэтому в некоторых странах online-сервисы заказа такси получали штрафы. Иногда их отдельные услуги или вся деятельность запрещалась. Поводом для этого служили занижение тарифов на перевозки и вытеснение с рынка конкурентов.

Закономерным является вопрос — что будет с ценами на услуги такси дальше? Не нарушает ли такой перевозчик законодательство о защите конкуренции?

Действия online сервисов по заказу такси формально не являются нарушением закона «О защите конкуренции» и установлением монопольно низкой цены. Последний факт подтверждает решение Федеральной антимонопольной службой. Согласно нему было установлено, что помимо сервиса интернет-службы такси, водители используют программы и других компаний-перевозчиков. Таким образом, ФАС не посчитало, что какие-либо интернет-службы занимают доминирующее положение на рынке перевозок, так как транспортных услуг они не оказывают. ФАС утверждает, что они лишь собирают и передают информации между пользователями услуг такси и перевозчиками.

Здесь действительно нельзя говорить о злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением в виде установления монопольно низкой цены. При заходе на самарский рынок та или иная компания еще не занимает доминирующее положение, а это является обязательным критерием для привлечения к ответственности. Однако названный закон преследует своей целью предупреждение и пресечение монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции. А в данном случае, в деятельности интернет-служб такси прослеживается направленная деятельность на вытеснение конкурентов с рынка.

Безусловно стоит ожидать определенной реакции на поведение новых игроков рынка. В некоторых странах, например, создают специальное законодательство о виде товаров (работ, услуг) в целях сдерживания экономической власти крупных организаций. Возможен и запрет на деятельность отдельных компаний как угрожающих основам социально-экономической стабильности общества (как это произошло во Франции в 2015 г. после многочисленных акций протеста владельцев такси). Какая будет реакция российских властей, мы скоро узнаем».

Читайте далее на: http://samara.ru/read/97311